Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /h/W3/pub/www.len.ru/includes/menu.inc).

Вы здесь

"Апология революции". Александр Ерохин

Категория: 

 

Революция – то, что сегодня измазали черной краской и превратили в страшилку. Ей пугают трусливых обывателей России. Пугают федеральные телеканалы, пугает новоявленное министерство пропаганды – РПЦ МП, пугают образовательные учреждения, особенно средняя школа. Не отстают и различные медийные персоны, в том числе ученые-историки, такие как Юрий Пивоваров.

Революцию представляют как разгулявшуюся стихию, «бессмысленный и беспощадный бунт», бесшабашное торжество черни и пьяной солдатни. Все, кому не лень, утверждают, что революция – это развал страны и ее хозяйства, голод и кровопролитная Гражданская война. И, конечно же, ее представляют результатом сговора сбесившихся маньяков, подрывной деятельностью иностранных разведок. О последнем особенно рьяно разглагольствуют авторы псевдоисторического фильма «Тайна мировой революции». О том, что недовольные рабочие и крестьяне тоже способны размышлять, осознавать свое угнетенное положение и организованно бороться за лучшую жизнь, в подобных фильмах речи не идет. Народные массы, по мнению авторов и, разумеется, заказчиков – безропотное стадо, которое должно беспрекословно подчиняться начальству и боготворить его. Таким образом, власть имущие проводят неприкрытую антинародную пропаганду.

Несмотря на заметный рост левых настроений в стране, особенно среди молодежи, которая начинает положительно оценивать советское прошлое, такая пропаганда продолжает оказывать сильное влияние на российское общество, сея реакцию и мракобесие. Кратковременное возмущение, вызванное повышением пенсионного возраста и усилением репрессивных мер не в счет! Увы, негативное отношение к революции в обществе все еще преобладает.

Самое комичное и в то же время показательное в сложившейся ситуации – КПРФ, являющаяся самой крупной политической организацией левого толка, льет воду на мельницу эксплуататоров, заявляя, что Россия исчерпала лимит на революции. Кроме того, их лидер Геннадий Зюганов делает реверансы в сторону РПЦ, участвует в богослужениях и утверждает, что между православием и коммунизмом нет принципиальных разногласий, что антицерковная политика СССР – одна из причин распада страны. Главный коммунист РФ забыл слова Маркса о том, что религия – «опиум народа»?

Революция не стихия и не бунт. Революция не восстание. Революция – коренное качественное изменение. В общественно-политическом плане революция – смена одной формации на другую. Наиболее емкое и полное определение революции дал анархист Петр Рябов в своих «Анархических письмах»: «Революция – радикальное, коренное изменение жизни общества, затрагивающее все ее сферы и вовлекающее в качестве субъектов действия (а не просто пассивных объектов воздействия) большинство людей (именно поэтому революцию никто не может «спланировать» и «совершить», но любой может ее предчувствовать, осознавать и в ней участвовать)».

Добавим, что революция – неотъемлемая часть исторического процесса. Она сопровождала человечество на протяжении всей его истории и способствовала выживанию рода людского, созиданию им цивилизации и достижению современного уровня развития. Интернет, газовое отопление, антибиотики и многое другое, без чего немыслима жизнь современного человека, появились благодаря прогрессивным качественным переменам.

Кстати говоря, у революции есть своеобразный аналог в природном мире – ароморфоз. Ароморфоз является прогрессивным изменением строения, приводящим к общему повышению уровня организации организмов. Одним из важных изменений в истории жизни 160 млн. лет назад стало появление у млекопитающих плаценты, способствующей интенсивному развитию мозга, что впоследствии привело к рождению разумной жизни, то есть нас с вами. Первое плацентарное млекопитающее – юрамайя, останки которой найдены в Ляонине (Китай).

Чаще всего революция – это перемены, производимые самоорганизованными народными массами. Однако имели место революции, порождаемые решениями правящих кругов. Самый яркий пример такого рода революции – Славная революция в Англии в 1688 году.

Революция не всегда сопровождается массовыми человеческими жертвами, упадком экономики и гражданской войной. Последняя во многом на совести контрреволюционеров, сторонников старых порядков, невежд и мракобесов. Они развязывают войну и создают помехи для прогресса общества, которые приходится преодолевать с помощью чрезвычайных мер, ценой страданий и больших человеческих жертв. Конечно же, кардинальные качественные перемены всегда болезненны, потому что меняют привычный уклад жизни, но при этом они могут быть бескровными.

В рамках статьи мы не можем рассмотреть всю историю революций. Приведем лишь наиболее показательные примеры.

Первой значимой революцией в истории человечества стал переход от человеческого стада к родовой общине, который произошел в среднем палеолите (300 тыс. – 30 тыс. лет назад). В эпоху верхнего палеолита (30 тыс. – 13 тыс. лет назад) произошло своеобразное углубление революции. Археологические источники, данные палеогенетики и антропологии свидетельствуют о заботе членов общины друг о друге, прежде всего о стариках, детях, беременных женщинах, появлении искусства и религиозных представлений. Происходит усовершенствование каменных орудий труда и применение копьеметалок. Появляются орудия труда из кости, в частности, костяные иглы, которые используют для изготовления одежды из шкур. Люди добывают пропитание не только охотой, но и рыболовством, строят жилища из костей и шкур мамонта.

Отдельно и более подробно следует поговорить об искусстве палеолита, потому что оно – важное свидетельство появления личностного начала в человеке, усложнения его духовной жизни. Когда мы говорим о палеолитическом искусстве, то первое, что приходит на ум – наскальная живопись. Наиболее известны рисунки животных в пещере Альтамира в Испании.

Искусство – одна из форм выражения духовного мира человека. Конечно, в первобытную эпоху искусство имело также важную религиозную и магическую составляющую, но прежде всего оно было средством общения. Общения путем передачи чувств и эмоций через художественные образы и символы. С помощью наскальной живописи первобытный человек обращался к своим современникам и, возможно, к нам, потомкам. Иначе зачем создавать столь красочные и долговечные «картинные галереи»? То же можно сказать и о дошедших до нас миниатюрных статуэтках Венерах, создававшихся в период верхнего палеолита. Изображавшие корпулентных женщин с пышными формами, эти статуэтки не только символизировали богинь плодородия, но и воплощали собой идеал женской красоты. Образ пышнотелой красавицы, которой по силам перенести голод, холод и длительные переходы, отложился в генетической памяти и в очередной раз набирает популярность в начале XXI века.

Следующая по значимости революция – неолитическая. Ее суть в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство). Временные рамки революции – VIII-IV тыс. до н.э. Следует подчеркнуть: переход к производящему хозяйству шел независимо в различных регионах земного шара, с разной интенсивностью и продолжительностью. Неолитическая революция растянулась на несколько тысяч лет. Принято считать, что впервые к земледелию и скотоводству люди перешли в регионе, называемом плодородным полумесяцем – территория современного Ирака, Кувейта, стран Ближнего Востока, северной части Египта. Неолитическая революция сопровождалась утверждением отношений собственности, в первую очередь на земельные угодья, которые обрабатывались совместно всем коллективом, на пастбища и, соответственно, на скот, орудия труда, продукты сельского хозяйства. Изменился ритм труда: число трудовых дней в году многократно увеличилось по сравнению с предшествующим периодом (мезолитом).

Одежду из шкур постепенно сменяла одежда из ткани. Появилась керамическая посуда, украшенная солярными символами и символами плодородия. Подобные символы изображались и на других предметах: каменных топорах, наконечниках мотыг, лезвиях ножей и т.п. Украшались ими и жилища, которые строились из кирпичей, обожженных на солнце.

По мере углубления неолитической революции появлялись компактные протогородские поселения. Самое известное из них – Чатал-Хуюк на территории современной Турции. Чатал-Хююк – одно из многочисленных поселений анатолийской цивилизации. Время ее существования – VIII-VI века до н.э. Ареал распространения охватывает территорию современной Турции и Северной Сирии. Чатал-Хююк – наиболее исследованное поселение. По подсчетам ученых, численность его населения варьировалась от трех-четырех до девяти тысяч человек.

«Горожане» занимались выращиванием пшеницы, гороха и чечевицы на окрестных полях, разводили овец и коз. Охота на оленей, свиней и лошадей, рыбная ловля, собирание птичьих яиц, орехов и желудей были дополнительными занятиями. Помимо вышеперечисленного, жители Чатал-Хююка занимались ремеслами. На территории города обнаружены многочисленные керамические изделия, а также тщательно отполированные куски обсидиана, которые предположительно использовались в качестве зеркал.

Но самое удивительное – наличие предметов, привезенных издалека. В частности, это относится к раковинам из Средиземного и Красного морей. Данная находка свидетельствует о существовании торговых связей. И, судя по большому количеству раковин, торговля была интенсивной и четко функционирующей. А торговые связи – это еще и обмен знаниями, следовательно, более интенсивное культурное развитие, формирование единой общности.

Дома «горожан» имеют форму квадрата и различаются размерами. Стены сделаны из необожженного кирпича и покрыты штукатуркой, крыши деревянные, оснащенные несущими балками. Отличительная особенность дома – вход на крыше и окна, расположенные на самом верху. Каждый дом оснащался лестницей, по которой хозяин забирался на крышу, а затем убирал ее на ночь. Чтобы попасть из одного дома в другой, жителю или иноплеменнику нужно было перемещаться по крышам домов. Между домами имелись небольшие промежутки, заполнявшиеся мусором. Там же располагались и туалеты, так что запахи в «городе» стояли, мягко говоря, не особо приятные. Под полом домов были усыпальницы: перед похоронами тело выносили за пределы поселения, чтобы падальщики съели мясо и внутренние органы, а кости предавали захоронению.

Ключевая особенность «города» – отсутствие стен, рвов и других оборонительных укреплений. Археологами не найдено следов боевого оружия, имущественного и, следовательно, социального расслоения, наличия институтов власти. Не найдено и специализированных культовых сооружений – в каждом доме находилось свое святилище. Общество было миролюбивым и открытым, обществом социального равенства, которое (с массой оговорок, разумеется) можно назвать коммунистическим.

Искусство «горожан» свидетельствует о наличии культа быка, олицетворявшего мужское начало, и Великой Матери, олицетворявшей женское начало. Напоминая Венер времен палеолита, Мать изображалась пышнотелой беременной женщиной, сидящей рядом с двумя леопардами, и так же являлась не только предметом культа, но и идеалом женственности. Помимо статуэток Матери и голов быка, искусство «горожан» представлено настенными фресками. На них изображались сцены охоты, пейзажи, мужчины с эрегированным фаллосом, леопарды. Неолитическая революция с течением тысячелетий распространялась по большей части земного шара.

Переход к производящему хозяйству – важнейшее событие в истории человечества. Оно позволило человеку самостоятельно производить необходимые ему продукты питания, тем самым уменьшив зависимость от капризов природы, развить ремесло и искусство, сформулировать этические нормы, сформировать интенсивные торговые и культурные связи, создать новые формы общежития, которые впоследствии привели к появлению государств и развитых цивилизаций.

Выше мы рассмотрели примеры социальных революций. Однако революции происходят и в других сферах общества – в искусстве, науке, технике, сфере коммуникаций и информации.

На рубеже IX-VIII веков до н.э. древние греки познакомились с финикийским алфавитом. Заимствовав прогрессивное ближневосточное изобретение, они усовершенствовали его, добавив гласные буквы. Так появился привычный нам алфавит, легший в основу всех европейских алфавитов. Прогрессивность древнегреческого алфавита еще и в том, что им мог овладеть практически каждый: в отличие от древнеегипетских иероглифов и шумерской клинописи, он не требовал многих лет обучения. К тому же буквенное письмо более гибкое, с его помощью можно передать любое понятие, в том числе широкую гамму чувств и эмоций. Поэмы Гомера, записанные примерно в VII-VI веках, стали фундаментом для воспитания, источником этических ценностей и образцов для подражания, которым следовали не только сами греки, но и «варвары». Один из них – Александр Македонский, сын Филиппа II Смелого (Одноглазого).

В VII-II веках до н.э. произошел переход от мифологического к рациональному, философскому мировоззрению. Немецкий философ Карл Ясперс назвал его «осевым временем». Мы же назовем его осевой революцией. Во время осевой революции появилась философия Древней Греции, Индии, Китая, зародился буддизм, даосизм, зороастризм, появились ветхозаветные пророки. Суть осевой революции – переосмысление традиционных ценностей и норм. Отныне делается упор на духовный мир человека, появляется представление о моральной ответственности и посмертном воздаянии за праведную или греховную жизнь. В период осевой революции появилось и утвердилось убеждение, что намного важнее осознанно и ответственно следовать принятым нормам этики, совершать добрые поступки, а не механически следовать культу. Предпринимаются попытки рационального объяснения происходящих явлений и процессов, в том числе и общественных. Последним активно занимается древнегреческая философия. Таким образом, во время осевой революции появились зачатки научного знания.

В 1445 году житель Нюрнберга Иоганн Гутенберг создает металлические буквы – литеры, которые в нужном порядке располагаются в специальных ячейках на печатном станке и покрываются краской. Уникальное изобретение привело к появлению книгопечатания, которое стало революцией в сфере информационных технологий. Отныне производство книг было поставлено на поток, значительно увеличив их количество и понизив их стоимость. Это привело к доселе невиданному распространению знаний.

Первыми печатными книгами стали Библия и Псалтирь. Однако вскоре печатники стали выпускать научные трактаты, политические памфлеты, художественные произведения. Благодаря книгопечатанию, «95 тезисов» и другие произведения Мартина Лютера стали достоянием широкой общественности, что привело к Реформации.

На рубеже XVI-XVII веков произошла научная революция. Она привела к появлению фундаментального естествознания. Были сформулированы и утверждены основные методы научного познания. Главными революционерами были Николай Коперник, сэр Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Роберт Гук, Френсис Бэкон. Благодаря научной революции, в нашем распоряжении теперь есть антибиотики, «всемирная паутина», мобильная связь и т.д. И мы знаем, что Земля движется вокруг Солнца, что все сущее – результат длительного развития материи, начавшееся свыше 13 млрд. лет назад с момента Большого Взрыва, что молния – явление природы, а не порождение сверхъестественных сил.

Буржуазные революции Нового времени: Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская буржуазная революция (1555-1648 гг.), Американская революция (1775-1784 гг.), Великая французская революция (1789-1799 гг.), Весна народов (1848-1849 гг.) и многие другие утвердили представление о ценности человеческой личности, ее правах и свободах. Буржуазные революции привели к установлению капиталистических отношений.

В XVI – первой половине XIX веков капитализм был явлением прогрессивным. Он ломал сословные перегородки, утверждал право избирать и быть избранным, провозглашал свободу рыночных отношений и право частной собственности. И не будем забывать о том, что капитализм по мере своего развития подготавливает свою гибель и смену более прогрессивным общественным строем – социализмом.

Великая русская революция 1905–1922 годов, апогеем и логическим следствием которой явился Великий Октябрь 1917 года, была первой полномасштабной и последовательной попыткой реализации социалистических идей. Многое, к сожалению, не получилось. Не получилось по причине слабой развитости капитализма в Российской империи и наличия огромного количества феодальных пережитков, необходимости строить военную экономику и готовиться к отражению агрессии империалистических государств, вылившейся 22 июня 1941 года.

Первый блин оказался комом! Но вместе с тем страна совершила невиданный рывок в развитии промышленности, отошла от патриархальных отношений. Была ликвидирована безграмотность, и десятки миллионов людей, благодаря советской системе образования, приобщились к культурному богатству всего человечества. Появилась массовая интеллигенция: врачи, учителя, инженеры, сотрудники НИИ…

Советский Союз – плоть от плоти Великого Октября – открыл космическую эру в истории человечества. Крестьянский сын Юрий Алексеевич Гагарин, родившийся в захолустной деревушке Клушино, стал сначала летчиком, а затем первым космонавтом Земли. Это могло произойти только благодаря революционным переменам и последующему социалистическому строительству.

Октябрьская революция подарила нам величайшее литературное произведение – роман Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды», в котором описано общество могучего коммунистического будущего. Общества, которое нам предстоит построить ради жизни на Земле, ради рода людского, а иначе только пыль и грязь на мертвой, выжженной радиацией планете.

Революция – катализатор прогресса. Она – неотъемлемая и неизбежная составляющая исторического процесса. Без нее невозможно развитие человечества, в том числе развитие науки, искусства, культуры вообще.

Издержки революции – человеческие страдания и жертвы, беспризорность, дезорганизация экономики, голод, эпидемии и многое другое – прямое следствие подрывных действий реакционных, контрреволюционных сил, которые заинтересованы в консервации бесчеловечных общественных порядков, в сохранении привилегированного положения хищнических, эксплуататорских классов, устаревших представлений о мире. Они развязывают войны, устраивают контрреволюционные мятежи, организуют диверсии и саботаж, провоцируя адекватный ответ со стороны прогрессивных элементов. Так было и в истории Нидерландской революции, и Великой французской революции, и революции в России. Поэтому, когда какой-либо бессовестный и невежественный человек начнет в очередной раз лить крокодильи слезы по миллионам жертв гражданской войны и клеймить «кровавых жидобольшевиков», посоветуйте ему для начала ознакомиться с реальными фактами и элементарной логикой.

Демонизация революции – убогая пропагандистская кампания, целиком и полностью основанная на лжи, подтасовке и сокрытии фактов. Ее исполнители и заказчики стремятся к сохранению несправедливых капиталистических порядков, которые позволяют им наживаться на ничем не сдерживаемой эксплуатации трудящихся. Внимать им, считая революцию вселенским злом, значит, соглашаться с падением качества жизни, с «закручиванием гаек», с повышением пенсионного возраста, со своим бесправным положением.

Хотите и дальше быть рабами капитала? Тогда бойтесь слова «революция» и дальше.

Автор - Александр Ерохин
Редактор - Марианна Рейбо

 

Статью прислал Александр Ерохин.

Ближайшая трансляция

4 декабря в 19:00 - Красный университет